Овечкин В.П. Imprimer

Овечкин Владимир ПетровичПРОФЕССОР ____________________________


ОВЕЧКИН
ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

доктор педагогических наук

ученое звание: профессор

 

 

 

дата рождения: 23 августа 1945 г.

Образование:

Высшее техническое (инженер-механик)

Послевузовское образование:

Доктор педагогических наук. Тема диссертационного исследовния: "Основы проектирования содержания технологического образования"

Овечкин В.П. является одним из ведущих специалистов Удмуртского государственного университета (УдГУ) и достаточно известным ученым России в области школьного и вузовского образования. Его активная трудовая деятельность началась в 1962 году на промышленных предприятиях Ижевска и продолжается с 1987 года в Удмуртском государственном университете на кафедре "Теории и методики технологического и профессионального образования", которая входит в состав Института педагогики, психологии и социальных технологий.
В 1959 году после окончания 7-ми классов сельской школы, поступил в Ижевский индустриальный техникум, который окончил в декабре 1963 года. Во время учебы в техникуме работал фрезеровщиком. С 1964 по 1971 годы был мастером, инженером-технологом, инженером конструктором на предприятиях г. Ижевска - Ижевском механическом заводе и Ижевском машиностроительном заводе (ныне ПО Ижмаш). В 1974 году окончил вечернее отделение Ижевского механического института по специальности "Полигонные установки" и получил квалификацию инженера-механика. С 1975 по 1987 годы занимал должности ведущего инженера, старшего научного сотрудника, начальника научно-исследовательского сектора Ижевского научно-исследовательского технологического института (НИТИ Прогресс).
Деятельность Овечкина В.П. в производственной области отличается высокой творческой продуктивностью - разработаны и внедрены инструменты, приспособления, промышленное оборудование, способы и процессы, позволяющие улучшить качество, главным образом, изделий оборонной промышленности, а также уменьшить затраты труда при их изготовлении за счет механизации и автоматизации процессов ручной обработки этих изделий. Он является автором нескольких рационализаторских предложений, 30 изобретений, часть из которых внедрена и принесла значительный эффект, и 25 опубликованных статей и тезисов докладов. В 1979 году Овечкин В.П. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук на тему "Исследование процесса гидроабразивной обработки отверстий". Эта научно-исследовательская работа направлена на повышение эффективности и улучшение качества поверхностей высокоточных отверстий стрелкового оружия и изделий специального назначения. Его работа неоднократно отмечалась благодарностями, премиями, почетными грамотами и дипломами. Награжден Серебряной медалью ВДНХ СССР.
Большой опыт производственной и научно-исследовательской работы в промышленности явился хорошей базой для учебной, учебно-методической и научной деятельности в области образования. В 1987 году Овечкин В.П. приступил к работе в Удмуртском государственном университете на кафедре "Общетехнических дисциплин" по приглашению его первого ректора - Шульги Б.Н. В УдГУ Овечкин В.П. занимал должности старшего преподавателя, доцента, старшего научного сотрудника, профессора, заведующего кафедрой. В настоящее время Овечкин В.П. является профессором кафедры "Теории и методики технологического и профессионального образования".
Под руководством Шульги Б.Н., а затем Овечкина В.П. сформировался творческий и инициативный профессорско-преподавательский состав кафедры, который более чем наполовину состоит из молодых преподавателей, проявляющих себя в учебной и исследовательской сферах деятельности. Ежегодно публикуется несколько десятков статей, учебно-методических материалов, организуются студенческие научные конференции, проводятся внеучебные студенческие мероприятия и др., что способствует повышению качества подготовки выпускников, становлению их устойчивой жизни и деятельности после окончания вуза.
При непосредственном активном участии Овечкина В.П. происходило формирование новой для классического университета специальности "Общетехнические дисциплины и труд", выпускникам которой присваивалась квалификация учителя трудового обучения. Разработан и постоянно совершенствовался учебный план, учебные программы, учебно-методические материалы, в том числе по новым дисциплинам и спецкурсам. Проводилась методическая и научная работа, укреплялись связи с образовательными учреждениями, формировалась материально-техническая база.
Овечкиным В.П. разработаны и реализуются такие учебные дисциплины, как "Проектирование технических систем", "Моделирование технических систем", "Технология изготовления изделий", "Современная технологическая культура", "Основы творчества и проектной деятельности", "Общая технология", "Проектирование педагогической технологии", "Методология технологического образования". Совместно с преподавателями кафедры разработаны методические рекомендации и требования по курсовому и дипломному проектированию, по подготовке к государственному экзамену, которые в совокупности с другими исследованиями и разработками определяют концептуальную основу подготовки студентов в УдГУ по этой специальности и во многом отличаются от подходов, принятых в других вузах.
С 1993 года после введения в базисный учебный план российской школы образовательной области "Технология" (вместо трудового обучения) специальность "Общетехнические дисциплины и труд" преобразована в "Технологию и предпринимательство". При этом научно-исследовательская и учебно-методическая работа кафедры заметно интенсифицировалась. Овечкиным В.П. при участии сотрудников кафедры получены следующие научные результаты. Выявлены противоречия и причины кризисного состояния системы трудового обучения; выявлены особенности и закономерности развития преобразовательных систем (техногенной среды); построена модель субъекта устойчивого культурно-технологического развития самого себя и среды своей жизнедеятельности; исследованы возможности и условия создания понятийно-терминологической системы, разработан словарь базовых терминов технологического образования; оптимизирована структура технологии проектной деятельности с использованием моделей и принципов системного анализа и методов активизации творческого мышления; разработана учебная программа дисциплины "Общая технология" и экспериментальный учебник; разработано и внедрено программно-методическое обеспечение технологического образования (учащихся и студентов) и дидактическая система подготовки учителя технологии и предпринимательства в Удмуртском государственном университете; созданы теоретико-методологические основы проектирования содержания технологического образования в условиях перехода общества к постиндустриальному этапу развития.
Эти результаты составили основу теории (концепции) проектирования содержания технологического образования учащихся, которая представлена в форме монографии ("Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования. М.-Ижвеск: НИЦ РХД, 2005. 220 с."), а также докторской диссертации на тему "Теоретико-методологические основы проектирования содержания технологического образования учащихся", которая защищена в декабре 2006 года. Цель технологического образования определена как подготовка учащегося в качестве субъекта устойчивого культурно-технологического развития самого себя и среды своей жизнедеятельности в современном изменяющемся мире. Результаты исследования обсуждались на международных и российских научных, методологических и научно-практических конференциях (1991-2005 гг.), нашли отражение в двух научно-исследовательских проектах Министерства образования РФ (1998-2000 г.) и более 140 публикациях. Одна из работ в 2009 году стала лауреатом конкурса на лучшую научную книгу, проведенного Фондом развития отечественного образования. Результаты исследований (учебные планы, программы учебных курсов, учебные пособия, учебно-методические и научно-практические материалы и рекомендации) внедрены в практику работы института психологии, педагогики и социальных технологий Удмуртского государственного университета, общеобразовательных школ г. Ижевска, кафедры профессионального и технологического образования РИПКРО Удмуртской республики и легли в основу разработанной и реализуемой "Программы развития и внедрения системы непрерывного технологического образования и профессиональной подготовки учащихся в учреждениях Удмуртской Республики" (1999).
Результаты исследований включены также в: "Концепцию формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе" России и Беларуси, "Концепцию содержания образовательной области "Технология", "Концепцию содержания образования по черчению и графике", "Обязательный минимум содержания образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования" и "Требования к уровню подготовки выпускника образовательной школы (раздел "Технология")", которые приняты в качестве официальных документов МОиН РФ. В течение ряда лет Овечкин В.П. в составе Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) при Министерстве образования РФ участвовал в разработке проекта содержания общего среднего образования, в том числе для 12-летней школы. В 2005 году Овечкин В.П. награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ "за значительные успехи в совершенствовании учебного процесса, повышение качества подготовки специалистов высшей квалификации". В 2008 году Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Минобрнауки РФ присвоила ему ученое звание профессора.
В 2010 году состоялся первый выпуск студентов по специальности "Профессиональное обучение" (отрасль "Информатика, вычислительная техника, компьютерные технологии"), инициатором и активным организатором которой является Овечкин В.П. Эта специальность во многом основана на подходах, принятых при подготовке студентов по специальности "Технология и предпринимательство". В "Профессиональном обучении" также реализуются учебные дисциплины "Общая технология", "Основы творчества и проектной деятельности", "Проектирование педагогической технологии", "Современная информационно-технологическая культура", которые адаптированы под данную специальность.
В течение последних 15 лет Овечкин В.П.: является членом Учебно-методической комиссии по технологии и предпринимательству УМО по педагогическому образованию Минобрнауки РФ; членом Ученого совета Института педагогики, психологии и социальных технологий; членом Ученого совета Ижевского филиала Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Федерального агентства по образованию; с 2010 года включен в состав межрегионального Диссертационного совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций в области образования при Удмуртском государственном университете.
Результаты научной и учебно-методической деятельности Овечкина В.П. явились основанием исследования и разработки концепции инновационного образования как актуальной парадигмы современного этапа развития общества. Эти исследования проводятся в составе одного из приоритетных направлений развития Удмуртского государственного университета "Аксиологическое моделирование инновационного образования в нестационарной культурно-технологической среде". Исследование проводится на кафедре "Теория и методика технологического и профессионального образования" с участием других кафедр университета, трех учреждений высшего профессионального образования России и зарубежных научно-образовательных учреждений (Беларусь, Казахстан). Координацию работ в области инновационного образования выполняет кафедра, заведует которой с 2009 года к.п.н. Причинин А.Е., а научное руководство осуществляет Овечкин В.П.

Публикаций:

Список публикации

Читаемые дисциплины:

Список дисциплин

Повышение квалификации:

Краткосрочное повышение квалификации (программа Разработка основных профессиональных образовательных программ для подготовки педагогических кадров уровней образования бакалавриат и магистратура для систем СПО), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва), 2016.